Возвращение воина

Несмотря на то что со времени окончания Великой Отечественной войны минуло уже более шестидесяти восьми лет, поисковые отряды, состоящие в основном из молодых людей – патриотов своей страны и больших энтузиастов, до сих пор самозабвенно ищут и находят на известных полях сражений останки геройски погибших советских солдат. Так летом текущего года два таких отряда – «Имени Архангела Михаила» (Московская область) и «Набат» (Ульяновск) – обнаружили и подняли останки погибших воинов в Северной Карелии. Среди найденных там защитников Отечества оказался и наш земляк, уроженец хутора Белогоры Саракташского района, Иван Григорьевич Кременцов.

Все это время Иван Кременцов считался пропавшим без вести. Ныне здравствующим детям войны должно быть хорошо известно, что такая формулировка в большинстве случаев означала верную гибель дорогого сердцу человека, но в то же время давала призрачную надежду на то, что тот может быть жив. Именно по этой причине родственники Ивана Григорьевича не могли совершить даже того малого, что полагается делать христианам в память об усопших родственниках – поставить свечу с молитвой об упокоении души погибшего! Многочисленные запросы в военные архивы с целью выяснить его судьбу ничего не проясняли. В конечном итоге все, что им было известно о родственнике так это то, что едва отслужив «срочную» в рядах Красной Армии, 28 июля 1941 года он был призван на фронт в возрасте двадцати пяти лет, а спустя год пропал без вести.

Все остальное открылось спустя семьдесят один год после его гибели. Выяснилось, что Иван Кременцов воевал в составе 238 стрелкового полка Полярной, впоследствии 186 стрелковой дивизии, обороняя Мурманск и все Заполярье на Ухтинском направлении Карельского фронта. Важность защиты этих рубежей определялась тем, что через железнодорожную станцию Лоухи проходили составы с военной техникой и продовольствием, поставляемыми союзниками СССР. Если бы немецким и финским войскам удалось перерезать эту дорогу, обстановка на фронте могла бы стать критической.

Стоит отметить, что командующий Северным флотом, а затем и Карельским фронтом терский казак адмирал Арсений Головко был единственным, кто ослушался указания Сталина и приказал обстреливать немецкие самолёты за шесть дней до начала войны и успел привести все морские и сухопутные подразделения в повышенную готовность. Именно здесь фашистам не удалось продвинуться далее чем на 30-40 километров от Государственной границы СССР. Благодаря героическому сопротивлению краснофлотцев и красноармейцев, в числе которых был и наш земляк.

Погиб младший политрук Иван Григорьевич Кременцов в день Георгия Победоносца 6 мая 1942 года там же, в Карелии, в девяти километрах от села Кестеньга. Скорее всего, говорят поисковики, от разрыва мины. Семьдесят с лишним лет пролежал в земле солдат, прежде чем его нашли. Нашли 31 июля этого года благодаря предметам, имевшимся при погибшем, которые уловил металлоискатель – каска, котелок, противогаз, гранаты, россыпи патронов; опознали – благодаря чудом сохранившейся записке, в которой боец перед боем написал о себе все необходимые сведения. Ещё одно чудо – нашлись родственники: двоюродный брат, сестра и внучатый племянник.

И вот, наконец, в сентябре 2013 года павший воин прибыл в Саракташский район. Его родной хутор Белогоры исчез в 60-х годах прошлого века в результате хрущёвского «укрупнения» колхозов, поэтому останки Ивана Кременцова было решено перезахоронить в селе Первая Фёдоровка, рядом с могилами его отца и сестры. Перед этим был совершен чин отпевания.

– Долгим, растянувшимся на целых семь десятилетий, был его путь до дома! – заметил перед началом отпевания воина Иоанна настоятель храма в честь святой Марии Магдалины села Первая Фёдоровка иерей Сергий Бадюл. – Сегодня воин вернулся домой. Пусть на щите, но вернулся! И мы можем помолиться об упокоении души защитника Отечества…

Следует отметить, что отпевание состоялось не в храме, а в доме культуры, поскольку небольшая сельская церковь не могла вместить всех желающих помолиться об упокоении души раба Божия Иоанна. Среди присутствующих здесь и на состоявшемся после него траурном митинге помимо родственников Ивана Григорьевича Кременцова были жители села, старшеклассники школ района, ребята из поисковых отрядов Оренбурга и Новосергиевки, официальные лица: вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике Павел Самсонов, военный комиссар Оренбургской области, Герой России Андрей Зеленко, глава Саракташского района Бахчан Жанбаев и др.

Надо думать, что все присутствующие на отпевании согласно напутствию отца Сергия молились от всего сердца, испрашивая у Господа того, чтобы Он принял душу раба Божия воина Иоанна в Царствие Небесное!

СПРАВКА «ДУХОВНОГО ВЕСТНИКА»

Всего за период Великой Отечественной войны свыше 410 тысяч жителей Оренбургской (тогда Чкаловской) области были мобилизованы на фронт, из них около 187 тысяч погибли.

За более чем 20 лет поискового движения ребята из Оренбуржья обнаружили останки 1738 солдат и офицеров, погибших в годы войны, установлены имена 99 воинов, из них 31 – оренбуржца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *